Нива 4х4. Автосервисы глазами их создателей

В понедельник две взволнованные корреспондентки выдвинулись в путь. Нам предстояла встреча с директором автосервиса «Нива 4х4», Виктором Ялиным. Виктор – наш давний клиент, и именно он радушно согласился дать нам первое интервью для серии выпусков «Автосервисы глазами их создателей».
Один заезд, несколько вывесок ярко заявляют о том, что перед вами автосервис группы компаний «Нива 4х4». Автосервис обслуживает машины марки Нива и Chevrole Niva.

ПРО ПОРЯДОК

Первое, что бросается в глаза, абсолютно чистый пол и очень ухоженные подъёмники.
ТехОборудование: У вас тут образцовый порядок!
Виктор: На мой взгляд, можно сделать еще лучше.
ТехОборудование: А что для вас идеальный порядок?
Виктор: Когда у каждого сотрудника есть свой большой мобильный инструментальный ящик со всем необходимым, и он должен за него отвечать. Всё, что здесь есть, собственность сервиса. Исключение – инструмент. Все знают, что люди относятся бережнее к своим вещам, чем к чужим.
ТО: А по технике безопасности кто отвечает за здоровье сотрудников?
Виктор: В целом – компания. У нас есть три журнала по технике безопасности: общий, в котором расписывается каждый сотрудник после первичного инструктажа (инструктаж проводится каждый год), по пожарной безопасности и по электрике. Мы даём подробные инструкции, но, безусловно, у сотрудника должна быть своя голова на плечах.

ПРО ОБОРУДОВАНИЕ

ТО: Давайте пройдёмся по автосервису! Какие у вас подъёмники?
Виктор: Конечно, пойдёмте! У нас есть двухстоечные и четырёхстоечные подъёмники, все до одного гидравлические. Одни для ремонта автомобилей, другие для проведения процедуры развал-схождение.
ТО: Скажите, а как вы выбирали себе оборудование для автосервиса? Понравилась определённая марка?
Виктор: Когда сервис строился, оборудование покупалось всем скопом и исключительно новое, никакого Б/У. На данный момент автосервису 9 лет, соответственно, всем этим подъёмникам тоже 9 лет. Но за ними надлежащим способом ухаживают.
ТО: Девять лет? У вас на них ни царапинки.
Виктор: Это потому, что за каждым подъёмником закреплены люди, в чьи обязанности входит уход за подъёмником. На подъёмнике работают 2 человека, первая и вторая смена. В начале месяца у нас происходит обязательная проверка смазки-лубрикатора, смазываются ролики, троса подъёмника, то есть практически полное ТО подъёмника. Если обнаруживается проблема, то вызываем сервисную службу, которая уже диагностирует и устраняет поломку. Но, в целом, сам механизм надежный, поэтому никаких особенно серьёзных проблем у нас давно не было.
Раз в год идёт добровольная сертификация: мы сдаём всё оборудование на ТО, проверяем его и получаем сертификат о его исправности.
ТО: Вижу, у вас все подъёмники производителя Storm. Почему именно они?
Виктор: 9 лет назад они находились в топе, и у них были гуманные цены. Не забывайте, наш сервис делался с нуля, поэтому мы рассматривали самые выгодные предложения. Нам предложили взять всё в одном месте, что мы и сделали.

ПРО СТАРТ

ТО: Давайте поговорим о нуле: как все начиналось?
Виктор: Изначально была компания Нива 4х4, магазин запчастей, которому на данный момент порядка 20 лет. Первый магазин находился на Гражданском проспекте, после этого мы открыли магазин на улице Седова. Впоследствии, когда мы начали подбирать помещение под сервис, решили, что оно должно находиться посередине между этими двумя магазинами, чтобы клиент, который приехал в наш магазин, при любой проблеме мог быстро добраться до нашего автосервиса и получить необходимые услуги. Очень много наших клиентов – постоянные, потому что у нас крайне узкая специализация: это Нива и Нива Шевроле. Мы являемся их единственными в Северо-Западе дилерами, которые не занимаются продажами машин, автозапчастями и непосредственно ремонтом.
ТО: Возникали ли какие-либо сложности во время открытия и работы с помещением?
Виктор: Да, были некоторые проблемы. Первая проблема, которая присутствует и сейчас, это один въезд и выезд. В ремзоне может находиться до 15 машин одновременно. Когда после починки их нужно загнать и выгнать, может образоваться пробка. А еще маловато света. Были бы большие окна, работать было бы комфортнее
ТО: При выборе помещения какие критерии отбора были самыми важными? Цена, проходимость?
Виктор: Изначально мы, конечно, обращали внимание на проходимость. Место у нас как раз проездное – пересечение Металлистов, Лабораторной и Блюхера. Важен был размер помещения: искали большое. Сам сервис делали клубным, «для своих», в хорошем смысле этого слова. Чтобы люди приводили сюда своих друзей и знакомых.

ПРО СОТРУДНИКОВ

ТО: Сколько было сотрудников, когда вы начинали, и сколько их сейчас?
Виктор: Было 15 человек, сейчас в штате 35 человек. 2 водителя, 3 мастера-приёмщика, 2 кладовщика, 2 администратора, остальные – персонал нашей ремзоны
ТО: У вас работают сотрудники, которых вы наняли при открытии автосервиса?
Виктор: Да, большинство сотрудников здесь с самого начала.
ТО: А как вы подбирали сотрудников?
Виктор: Набирал я их без особого опыта за плечами. Это сложно: найти человека, который будет с тобой на одной волне, и будет профессионалом. На работу приходят, чтобы зарабатывать деньги. Но важно сделать так, чтобы человеку было еще и комфортно находиться на работе. У наших сотрудников хороший график: 3/3. Благодаря чему у них есть силы и для работы, и для отдыха.
ТО: А сколько часов рабочий день?
Виктор: Рабочий график у нас с 10:00 до 20:00. Перерывы у них абсолютно свободные, в этом плане они не ограничены. Сотрудники прекрасно понимают: если автомобиль находиться на подъёмнике, значит, его надо ремонтировать.
ТО: Последний вопрос о сотрудниках. Вы выбираете людей с опытом, или можете взять только закончившего колледж парня, с перспективой обучения?
Виктор: Все зависит от того, как себя сотрудник ведет. Я говорю так: можно и зайца научить курить, вопрос, нужно ли это зайцу.
ТО: Соответственно, смотрите по инициативе и желанию?
Виктор: Собеседование, я считаю, носит формальный характер. Я пытаюсь узнать человека, понять, что нужно от работы ему, и рассказать о том, что есть у нас. А дальше у нас проходят испытательный срок: первый и второй. Первый испытательный срок длится 3 дня. Сотрудник приходит и смотрит на принцип устройства работы автосервиса. Если его все устраивает, то второй испытательный срок – 1 месяц. В этом случае у человека уже есть 15 рабочих смен, он получит зарплату и узнает всю подноготную работы. И после этого человек принимает окончательное решение: готов он работать или нет.
ТО: А где вы искали сотрудников?
Виктор: В основном, на «Авито» или в группах в «Вконтакте», либо по знакомству. Многие механики приводят своих друзей и знакомых к нам на работу.
ТО: Значит, ваши сотрудники максимально лояльно к вам относятся.
Виктор: Да, это так. Бывали ситуации, когда сотрудники уходили из нашего автосервиса. А потом возвращались. Если мы расстались в хороших отношениях, мы принимаем их обратно. Таких немало.
ТО: У людей тоже есть свои критерии, верно?
Виктор: Конечно. Например, мы работаем до 20:00. Но мы можем закончить и гораздо позже, потому что мы клиентоориентированны, а рынок сейчас не очень стабильный, надо плотно работать с клиентом, найти к нему подход и непременно решить его проблему. Потому что если решена она не будет, клиент уйдет.
Можно пройти множество курсов, обучений, получить сотню сертификатов, но если мы не будем относиться к клиентам так, как мы хотим, чтобы относились к нам, ничего хорошего не выйдет.
ТО: Вы берете на ремонт и другие машины?
Виктор: Да, берем. Часто у наших клиентов с Нивой, есть еще один, как правило, более дорогой автомобиль. И увидев отношение к одному автомобилю, он привозит к нам второй.
ТО: Давайте перейдём к самому скучному: вопросу про документы. СЭС, пожарная безопасность и так далее. Так ли страшен черт, как его малюют?
Виктор: Ничего в этом сложного нет. Возьмём, например СЭС: заключаете договор с санэпидстанцией на обработку помещения, и никаких проблем не возникает.
ТО: То есть, вы никогда не сталкивались с такими проблемами?
Виктор: Только с пожарной безопасностью. По нашему законодательству, скажу вам честно, очень сложно делать всё правильно. Не потому, что мы этого не хотим, а из-за того, что это практически нереально. Очень большое количество бумаг, за которые нужно заплатить. Но налоговая, СЭС и пожарная служба безопасности проводят проверки. В первую очередь, всё, что мы делаем – это не только для официальных проверок, но и для нашей безопасности, поэтому мы с самого начала соблюдали и соблюдаем все правила.
ТО: Хотели бы перейти к главной теме – оборудования. У вас на сайте предложены все самые популярные услуги рынка.
Виктор: Да, у нас есть покрасочная камера, есть стапель для кузовных работ…
ТО: Камеру тоже покупали при открытии СТО?
Виктор: Нет, покрасочная камера была куплена через год. Вообще, сначала открыли 8 постов с подъемниками. Через полгода установили стенд сход-развал, а потом запустили остальные посты с подъёмниками и другим оборудованием. Позже открыли малярно-кузовной цех на 340 м2.
ТО: Задам щекотливый вопрос. Бывало ли у такое, что у вас крали инструмент?
Виктор: Нет. Бывает, что-то теряется или ломается. Тогда стоимость инструмента вычитается из зарплаты сотрудника.
ТО: То есть сотрудник отвечает за инструмент «головой».
Виктор: У нас есть три важных принципа. Когда приходит новый сотрудник, мы выдаём ему инструмент на испытательный срок. После его прохождения, он пишет список, а мы покупаем необходимый ему для работы инструмент. В среднем, на сумму около 20 тысяч рублей. Стоимость мы вычитаем небольшими частями из заработной платы. Почему мы это делаем? Первое: сотрудник работает новым инструментом, это большой плюс. Второе: он не платит за это большую сумму самостоятельно. Раскидать по 2 тысячи на 10 месяцев – это ерунда. А если сотрудник решает уволиться, он спокойно забирает свой инструмент и идёт работать в другое место.
ТО: Вы заботитесь о своих сотрудниках?
Виктор: Не хочется, чтобы сотрудник работал из-под пинка. И здесь кроется очень много факторов: отношение к нему, вовремя выплаченная заработная плата, отгулы, авансы. К каждому нужен свой подход. Фактически, это мозаика, из которой строится отношения к работе и компании. Может получиться ромашка, а может – задница. Стараемся, чтобы всегда получалась ромашка. 
ТО: Прекрасный у вас получился слоган. Ну и вопрос, который мы задаём всем нашим респондентам: какую вещь в автосервисе вы бы назвали незаменимой?
Виктор: Пневматический гайковёрт. Всё можно сделать, но без пневмогайковёрта производительность труда уменьшается в разы. Да и вообще, любой пневмоинструмент.
ТО: Если оглянуться на 9 лет назад, скажите, что было самым сложным в открытие автосервиса?
Виктор: Организация работы с людьми. Сотрудники – это всё. Фактически они зарабатывают деньги. Наша задача – правильно организовать их работу. Потому что сервис – это большой живой организм.
ТО: А какие советы вы бы дали людям, которые собираются открывать автосервис?
Виктор: Мне кажется, этим нужно болеть. Знаете, тут есть две ситуации. Первая: у тебя есть деньги и необходимо запустить их в работу. Вторая: когда у тебя нет денег, но тебе хочется заниматься любимым делом, нести добро людям и при этом еще и зарабатывать. Если у тебя первый вариант, надо найти тех, кто разбирается в этом направлении. У меня знакомство с сервисом произошло через магазины автозапчастей. Компании нужно было двигаться дальше и привлекать разных клиентов, поэтому было принято решение о моей переквалификации в управляющего автосервисом. Навыки, которые я получил, работая в составе магазина Нива 4х4, очень помогли мне. Я хорошо разбираюсь в нюансах ремонта. Когда автомеханик говорит мне что-то, я его понимаю. По необходимости, надеваем перчатки, и идём показывать, если что-то не так.
ТО: То есть неважно, руководитель ты или нет, ты идёшь и делаешь?
Виктор: У нас все сотрудники, по крайней мере, административный персонал, должны быть взаимозаменяемы. Если они все отсутствуют по какой-либо причине или большая загрузка, подключаешься и решаешь все проблемы ты. Неважно, это механики или административный состав.


ПРО ЛИЧНОЕ

ТО: А почему Нива?
Виктор: Это был 2000 год, это была моя первая работа после армии, сама судьба свела. Так что вот, треть жизни я провёл с Нивами.
ТО: С автосервисом мы закончили, хотелось бы услышать лично про вас. Мы видели, что вы путешествуете с котом!
Виктор: О, черт…
ТО: Как зовут кота и где вы познакомились?
Виктор: Кота зовут Мой, знакомство у нас произошло 2 года назад, в августе. Подобрал в подъезде. Получилось так, что дома его одного нельзя было оставлять, и я взял его на работу.
ТО: И он прямо с вами путешествует?
Виктор: Он со мной и путешествует, и на работу ездит. Он очень нестандартный кот, у него есть тяга к машинам, ездить в автомобиле – его любимое занятие.
ТО: Не боится?
Виктор: Ни капли, абсолютно спокойно вылезает в окно, высовывает лапы. Как собака.
ТО: И еще про увлечения. Вы увлекаетесь спортом, верно?
Виктор: Да, люблю активные виды спорта, лето – это велосипед, ролики, вейкборд, кайт. Лишь бы не сидеть на месте. Если мы говорим о зиме, то это сноуборд, зимний кайт. Если нет времени, то спортивный зал или батут.
ТО: А у вас вообще бывает отпуск?
Виктор: (смеется) С этим есть проблемы. Практически нет. Пытаюсь посетить, как минимум, одну новую страну в год. Если получается несколько раз в год ,то вообще замечательно.
ТО: Спасибо вам большое, что поделились с нами вашей историей!
Виктор: Пожалуйста! Если что, приезжайте – поможем;).